Методы и формы воспитания военнослужащих - ОГП - Воспитательная работа - Конспекты - План-конспект урока по ОГП, информирование в армии

Приветствую Вас Гость | RSS

Документация Вооруженных Сил РФ

Суббота, 25.10.2014, 22:53
Главная » Статьи » Воспитательная работа » ОГП

Методы и формы воспитания военнослужащих
ПЛАН – КОНСПЕКТ

для проведения занятий с сержантским составом по общественно-государственной подготовке



ТЕМА: «Формы, методы и принципы воспитания».
ВРЕМЯ: 100 минут.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: солдатский клуб.
МЕТОД: инструкторско-методическое.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Ознакомить сержантский состав с формами и методами воспитания военнослужащих.
2. Изучить с сержантами систему работы по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины в подразделении.



ЛИТЕРАТУРА:
- Журнал «Ориентир» № 6 за 2003 год;
- Учебник «На службе Отечеству», М. 1999.




Руководитель занятия: _________________________________________


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение.
Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий. Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание. Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств. В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.
УБЕЖДЕНИЕ - это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение - "... главнейшая дорога человеческого воспитания”, - писал К.Д. Ушинский. Убеждать - значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определённых условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приёмов воспитательных воздействий. Основными средствами (приёмами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы.
Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.
Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию.
Процесс убеждения - сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них.
Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример.
Убеждение осуществляется во всех формах воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи.
В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, обобщение, личный показ, опора на личный опыт воспитуемых и др.
Убеждение осуществляется, прежде всего, путем разъяснения. Разъяснить - значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним.
Для того, чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать выразительные факты.
Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.
В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.
МЕТОД ПРИМЕРА. Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.
В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.
Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве.
В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала в соответствии с представлением которого формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом выработки обобщённых знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).
Педагогическая эффективность воспитания на примере достигается при выполнении следующих педагогических условий: создание нравственного содержания образа примера ( образца, идеала ) для подражания; отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; возможность повторения опыта; самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.
МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ. В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения.
Упражнения в воспитании - это такая организация службы, учёбы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения.
Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований Законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.
Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина.
Лучшей школой воспитания, дающей возможность наиболее эффективного приобретения воинами необходимых привычек и качеств, является боевая учёба и уставная служба. В ходе занятий, обслуживания вооружения и техники, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы воины закаляются морально и физически, накапливают и закрепляют опыт дисциплинированного поведения, формируется их морально-психологическая устойчивость к изменяющимся обстоятельствам. В процессе боевой учёбы создаются условия, в которых военнослужащие обязаны проявлять определённые положительные качества. Эффективность применения метода зависит от учёта конкретных требований, среди которых выделяются: определение целей и содержания упражнений с учётом времени и места их применения; умелое сочетание с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением; настойчивость и выдержка в достижении целей; всесторонний учёт индивидуальных особенностей воинов; опора на армейскую общественность, воинский коллектив.
ПООЩРЕНИЕ, как метод - это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов.
В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами "молодец”, "правильно”, "верно” или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела). Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определённых интересов и потребностей воина (например, подарок - интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); "авансированность" личности. Этот термин введён А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определённого блага, высказывания положительного мнения о нём, если даже он этого в полной мере ещё не заслуживает. Оно даётся в счёт будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.
Поощрение - это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:
- систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
- обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;
- своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;
- гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;
- широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.
ПРИНУЖДЕНИЕ - является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.
Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются: принуждение - упражнение; принуждение - условность; принуждение - изменение отношения; принуждение - наказание.
Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:
- обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
- справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
- важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: "За проступок накажи - забудь”.
- своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
- гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий;
- обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
- сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
- не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.
”Вообще в области наказания, - учил А.С. Макаренко, - ... нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему”.
Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.
ФОРМА ВОСПИТАНИЯ - это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ:
- индивидуальные и коллективные беседы;
- различные виды информирования личного состава;
- лекции, беседы, доклады;
- вечер-чествование и вечер-портрет;
- вечера вопросов и ответов;
- вечера (дни) знания техники (вооружения);
- собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;
- митинг личного состава;
- пропаганда передового опыта;
- устный журнал;
- тематические вечера, диспуты, викторины, "круглые столы" - с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства;
- встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
- экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
- проведение Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
- слет (день) солдатских матерей;
- работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
- День открытых дверей;
- занятия в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;
- конференции: научно-практические, теоретические и читательские;
- обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д.
Очень важно в беседе убедить, доказать, подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются в нём самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, вежливо, доброжелательно, но вместе с тем принципиально и твёрдо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, показывать свое превосходство, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.

Категория: ОГП | Добавил: Google (05.03.2010)
Просмотров: 8945 | Комментарии: 1 | Теги: ОГП, воспитание военнослужащих, план-конспект | Рейтинг: 2.3/7

Всего комментариев: 1
1 михаил   (29.01.2011 01:36)
это подходящий материал для моего диплома

Имя *:
Email:
Код *: